А что это такое: ТЭЖЭ?

— Почему магазин называется ТЭЖЭ?
— Потому что духи все те же, те же, те же…
(из шуток 50-х годов прошлого века)

Припомнилось мне это из-за «Одноклассников». На странице сообщества «Челябинцы» начали задавать всякие вопросы, играть в игры… Надо сказать, что для меня было приятно найти некоторые интересные вещи о городе, в котором я провел первые 19 лет своей сознательной (а может быть, и не всегда сознательной) жизни. Это были и фотографии мест, которые я буквально истоптал в те годы, и история района, в котором я жил…

Публика начала играть в вопросы: «Собственные имена, знакомые только челябинцам». И я задал вопрос: «Где был магазин «ТЭЖЭ» и чем он торговал?» Никто не ответил, к моему удовлетворению: я стар, как мамонт, никто не помнит того, что помню я!

А потом я сам завёлся: почему «ТЭЖЭ»? Откуда название? Почему духи те же? И тут случай сводит меня с бывшей ленинградкой. Вот что я услышал:

«На губах ТЭЖЭ,
На глазах ТЭЖЭ.
На щеках ТЭЖЭ…
Целовать где же?

Это до войны такая песенка была. В Ленинграде где-то в пятидесятых годах на углу Литейного и Невского открылся парфюмерный магазин, открылся после ремонта. По-моему, была надпись «ТЭЖЭ». Вот в связи с этим, наверное, папа и пел мне эту песенку. (Очень может быть, что была еще одна строчка, которую папа не пел своей дочери. И эта строчка точно указывала место, где не было ТЭЖЭ – Б.Р.)

И была там кисанька, которая держала в лапках пудреницу и пуховочку. И пудрила себе мордашку. И конечно, там толпа собиралась…Я думаю, что на доме, была не навесная вывеска, а на самом фасаде на штукатурке была эта старая надпись.»

Похоже, что магазин в Челябинске был копией питерского: лепные буквы ТЭЖЭ на фронтоне пятиэтажного элитного (даже по нынешним меркам) дома на центральном проспекте, который в разные времена носил имена Спартака и Ленина. Дом стоит до сих пор и находится против памятника Ленину. (Пишу, даю ориентиры, а в голове мысль – может быть, Ленин уже в другом месте?)

 

Набор "Кремль"

Набор "Кремль"

Что было в этом магазине? Продукция парфюмерной фабрики «Новая заря»: в красивых коробках наборы «Кремль», «Красная Москва», «Огни Москвы», по отдельности духи, одеколоны, пудры (может быть, список не полный и с ошибками, но – простите, мне тогда было 10-12 лет).

Духи "Красная Москва"

Духи "Красная Москва"

 Но почему все-таки ТЭЖЭ? Вы помните, что Остап Бендер основал заготовительную контору «Рога и копыта»? Нам сегодня невдомек, что это была не ирония авторов. Это была действительность. Может быть, рога и копыта не заготавливали, но в министерстве пищевой промышленности был трест «Жиркость» и он ведал парфюмерными предприятиями. Парфюмеры, мне кажется, не могли смириться с тем, что на магазинах с их продукцией красовалось бы название треста. Поскольку уже в то время «Жиркость» именовали «Жиртрест», сообразили сделать сокращение ЖТ, потом переставили буквы, а потом дополнили буквой Э. А дальше – слово ТЭЖЭ зажило собственной жизнью.

Пудра "Т�Ж�"

Пудра "ТЭЖЭ"

 
«Виктор Шкловский в своей работе о Замятине говорит следующее: «…Возьмем название треста «Жиркость». Известно, что название «Трест Жиркость» на всех этикетках и вывесках сократилось до ТЭЖЭ. Это мнимое слово отличается очень сильным парфюмерным запахом. Здесь действует закон лексической окраски. Слово ТЭЖЭ звучит совершенно по-французски, рифмуясь с цепью слов: «драже», «фраже», «неглиже», «бланманже» и т. д. и поэтому плотно входит в ряд французских парфюмерных фамилий: Ралле, Коти, Пивер, Герлэн.»

Я не специалист в парфюмерных делах, но мне очень нравились духи «Огни Москвы». И моей половине тоже. И я даже их иногда дарил, несмотря на то, что цена на них была не низкой. Кстати, этот момент детально запечатлела в своих стихах Бэла Ахмадуллина:

«И в магазине, в первом этаже,
по бледности я отличаю скрягу.
Облюбовав одеколона склянку,
томится он под вывеской «ТЭЖЭ».

Я говорю: — О, отвлекись скорей
от жадности своей и от подагры,
приобрети богатые подарки
и отнеси возлюбленной своей.»

Универмаг в Норильске. У продавщицы в руках одеколон "Кремль"

Универмаг в Норильске. У продавщицы в руках одеколон "Кремль"

В этих строчках важен не только момент преодоления скупости, в них зафиксирован элемент эпохи – магазин ТЭЖЭ. И указание на то, что подарок из ТЭЖЭ – богатый подарок!

Сегодня все намного проще: и «Шанель № 5», и «Boss», и прочие пахучие жидкости доступны не скажу всем, но многим. Но все новое – это хорошо забытое старое. Недавно был свидетелем сцены: входит в комнату хорошо надушенный молодой человек. И кто-то его спрашивает: «У тебя какой одеколон?» «Самый последний, “Hugo”». А мне этот последний очень сильно напомнил «Ландыш серебристый».

Обертка мыла "Т�Ж�". Просматривается надпись "Букет моей бабушки"

Обертка мыла "ТЭЖЭ". Просматривается надпись "Букет моей бабушки"

Так вот, духам «Красная Москва» в 2008 году исполнилось 95 лет. И все 95 лет парфюмеры старательно оберегали рецептуру от огласки! Не сомневаюсь, что автор этого рецепта не пытался заглянуть в вечность. А ведь очень может быть, что эти духи переживут еще не одно столетие! И вместе с ними строчка: «духи те же, те же, те же…».
03.02.2009

Косметический набор

Косметический набор

 

Красная пробка на флаконе духов

Красная пробка на флаконе духов

 

Подарочный набор "Красная Москва"

Подарочный набор "Красная Москва"

 

Флакон с именем основателя фабрики Брокар

Флакон с именем основателя фабрики Брокар

 

Флакон "Т�Ж�"

Флакон "ТЭЖЭ"

Еще один флакон "Т�Ж�"

Еще один флакон "ТЭЖЭ"

Помада "Т�Ж�"

Помада "ТЭЖЭ"

Та же помада. На крышке надпись "Госфабрик высшей парфюмерии"

Та же помада. На крышке надпись "Госфабрик высшей парфюмерии"

зачем и почему здесь звезда Давида?

Вот загадка для детей: зачем и почему здесь звезда Давида?

внизу надпись "Новая заря".

Тройной одеколон. Не купитесь на дату: внизу надпись "Новая заря".

История фирмы Брокар.

История фирмы Брокар.

История фирмы Брокар

История фирмы Брокар

Постоянный адрес этой статьи: http://www.shkolazhizni.ru/archive/0/n-24058/

7 responses to “А что это такое: ТЭЖЭ?

  1. Очень интересно, но все в будущем хотелось бы еще побольше узнать об этом. Очень понравилась ваша статья!

  2. Об истории фабрики Брокар есть достаточно много материала в Интернете. И основательного материала. Как бы переписывать — нет смысла. Я записал то, чего нет в широком доступе — фольклор, можно сказать.

  3. Прикольно, хотя не мешало бы чуть подетальней написать, а то есть несколько непонятных моментов 🙂

  4. Весьма тонко подмечено. В чем-то себя узнал 🙂

  5. я нашла одну из бутылочек , когда рыла котлован под фундамент.

  6. Мало кто знает, считая себя петербуржцем, где же находился этот самый ТэЖэ, упомянутый еще до Б.Ахмадулиной, и Маршаком. И долгое время в этом здании все еще находился парфюмерный магазин, хотя и с новой продукцией и назывался он по-новому (названия зарубежных парфюмерных фирм)… последним из русских было название «Сирень», и уже невозможно было купить, почти нигде, маленький флакончик «Красной Москвы» (кстати, иностранки часто спрашивали где можно купить этот парфюм), …а теперь в этом магазине поселилось женское нижнее белье. И как-то стало грустно и называется как-то… даже не старалась запомнить. И это уже не Петербург — кусочек Европы. Для меня это всегда будет ТэЖэ.

Оставьте комментарий