Daily Archives: 20 февраля, 2009

Капитуляция Газы в 1956 году

Если я не ошибаюсь, большинство относится к коллекционированию марок как к сугубо детскому занятию. Если говорить честно, и я был такого же мнения до определенного момента. Еще один очень распространенный взгляд на коллекционеров марок: богатые люди и спекулянты. И с тем, и с другим можно поспорить, хотя действительно, среди коллекционеров есть и те, и другие.

 

В детстве меня не обошло это увлечение. И оно вернулось, когда мне было уже за сорок. Причем вернулось в новом качестве. На профессиональном уровне. И я не только стал собирать марки, я начал вкладывать в них деньги. Соображений по этому поводу было, по меньшей мере, два: 1.дать детям побольше знаний и приобщить к культуре (это удалось) и 2. сделать на марках капитал (с этим получилось несколько хуже, чем хотелось).

 

Так сложилось, что в своем городе я через некоторое время после вхождения в круг филателистов стал председателем городского общества. И как-то мне было не по себе от того, что вокруг нас ходят какие-то сплетни и домыслы. Я решил кое-что сделать для реабилитации моих коллег: договорился с дворцом культуры об организации филателистической выставки. Привлек к этому наиболее интересных коллекционеров, выставка получилась довольно интересной.

 

Но затеял я этот рассказ не из-за этого. Один из самых интересных моментов был в процессе подготовки коллекции к выставке. Тему я себе взял «Великая Отечественная война». И вот что проявилось: полководцы, портреты которых были на марках, заканчивали жизнь в 1937-1938 годах. Марки (случайно или по замыслу) зафиксировали чистку Красной Армии. Естественно, что я слышал о репрессиях, читал об этом и документальные материалы, и художественную литературу, но марки каким-то странным образом обнажили, обострили восприятие событий тех лет. И заодно пробудили интерес вновь обратиться к истории.

 

Аналогичный случай произошел со мной в Израиле. Случайным образом ко мне попался специальный сувенир почты Израиля, посвященный передаче Синайского полуострова и сектора Газа под юрисдикцию Израиля. И вновь я полез в исторические справки: что было и как было. Казалось бы, все описано достаточно подробно, но когда читаешь собственноручные заявления генерал-губернатора сектора Газа и командующего египетскими войсками о том, что они без всяких условий прекращают военные действия и передают правление над Синаем и сектором Газа Израильскому командованию, испытываешь нечто особенное, внутри все начинает вибрировать.

 

Вот перевод на русский язык: «Дата: 2 ноября 1956 года Я, генерал-лейтенант Мохаммед Фуад ад-Дагави, генерал-губернатор сектора Газа, действуя по поручению Министра вооруженных сил, обращаюсь с просьбой к командующему фронтом Армии обороны Израиля Асафу Шимони принять мою безоговорочную капитуляцию, так же как и гражданскую власть в Газе и во всем секторе.» «Дата: 3 ноября 1956 года Я, Лива Юсуф Абдулла аль Агруди, командующий восьмой дивизией египетской армии, обращаюсь с просьбой к командующему Армией обороны Израиля полковнику Арону Дорону с просьбой принять мою капитуляцию и капитуляцию египетской армии и всего, что именуется вооруженными силами под моим командованием в секторе Газа — безоговорочно.»