Автомобильные проколы

 

 

По образованию я – инженер-механик по двигателям внутреннего сгорания. И дипломный проект у меня был интересный – двигатель для «Запорожца». То есть, как бы в  автомобильной технике я не профан (официально), тем более что после диплома я два года работал в лаборатории испытания двигателей. Но в жизни бывали моменты, когда я стыдился своего незнания и неумения именно в том, что касалось автомобилей.

 

Первый такой конфуз произошел со мной в 60-х годах. Я приехал в гости к своему дальнему родственнику, Мирону Григорьевичу Гольдину в поселок Фенольное Донецкой области. Получилось так, что он захотел меня свозить на футбольный матч в Донецк (если не ошибаюсь). Пошли мы в гараж, а «Волга» не заводится. И я ничего – абсолютно ничего! – не мог, не то что сделать, даже предложить!

 

Второй конфуз, который длился почти год, произошел намного позже, в конце 90-х годов, уже в Израиле. И связан он был с зажиганием. С поздним зажиганием.

 

Позднее зажигание…  Оно принесло мне немало неудобств и едва не стало причиной кошмарного несчастья. К счастью, все обошлось, все живы и здоровы, чего желаю всем читателям этой статьи.

 

Начнем с самого понятия «зажигание». В двигателях внутреннего сгорания с воспламенением от искры есть несколько устройств, которые обеспечивают выработку искры и своевременную подачу напряжения на свечу. Все они объединены в узел, который называется «прерыватель-распределитель» (на шоферском жаргоне – «трамблер»). Этот узел устанавливается  на блок цилиндров двигателя, валик трамблера приводится в движение от распределительного вала двигателя. На валике трамблера есть кулачки, которые в определенные моменты размыкают электрическую цепь, что в свою очередь, вызывает появление искры на свече.

 

Приблизительно так работает система зажигания. Для того чтобы двигатель давал заданную мощность, подача искры в цилиндр должна быть в тот момент, когда вся энергия сжатой в цилиндре бензовоздушной смеси могла бы быть использована максимально. Если искру подать чуть раньше или чуть позже, смесь воспламенится или слишком рано (тогда ее энергия будет работать против движения поршня), или слишком поздно (тогда часть энергии просто вылетит в выхлопную трубу).

 

И если регулировка угла опережения зажигания выполнена неправильно (вне пределов, рекомендуемых заводом-изготовителем), машина будет не только зря сжигать бензин.

 

Самое первое, что произойдет – плохой запуск. Понятно, что в некоторых ситуациях это может быть не просто маленькой неприятностью. Длительная фаза запуска – это прежде всего работа аккумулятора. Второе – перегрев двигателя. Что менее опасно – сказать невозможно, потому что  плохой запуск не позволяет двинуться с места, а перегрев может привести к остановке в пути. И не просто к остановке – к заклиниванию двигателя.

 

И каждый раз, когда двигатель  кипит, необходимо останавливаться и что-то делать. Прежде всего – ждать, когда немного упадет температура двигателя. Если открыть пробку радиатора кипящего двигателя, можно получить ожоги.  

 

Купил я несколько лет назад подержанный «Олдсмобил». Великолепный старый автомобиль, просторный, с передним сиденьем на трех человек (и сзади тоже на троих).  Просили за него мало из-за его почти 25-летнего возраста. А я подумал, что на первое время его хватит, а там – видно будет. Сделал пробный пробег, ничего странного не заметил. Но  вот когда приехал домой – двигатель закипел. Открыл я пробку радиатора – толстенный слой накипи. Что делать? Конечно, чистить радиатор. Долго я этим занимался, но толку не добился – все продолжалось. Мало того, я выяснил, что во время движения – как бы все нормально, а стоит мне остановиться – двигатель закипает! Я поехал в мастерскую, мне там заварили то, что вообще не надо было заваривать. Естественно, это не помогло!

 

 

 

"Олдсмобил". Почти такой же, как был у меня.

"Олдсмобил". Почти такой же, как был у меня.

 

 

 

 

Ситуация оставалась не просто неприятной – опасной во всех отношениях. Однажды я остановился, углядев что-то неладное, открыл капот, открыл пробку радиатора – как будто все было нормально. А жена стояла сбоку от машины на тротуаре. К слову, пробка была расположена немного вправо, не по центру радиатора. Жена стояла точно против радиатора. Она делает шаг в сторону – и на то место, где она стояла, летит фонтан кипящей воды! Это было похоже на чудо: еще секунда – она была бы ошпарена с головы до ног!

 

Вот такие приключения, видимо, и привели к срабатыванию какого-то механизма: я подумал, что причиной всех этих бед может быть зажигание. Ухитрился определить угол размыкания контактов трамблера  – и точно, позднее зажигание. И не просто позднее, а очень позднее. Переставил трамблер – и все заработало как часы.

 

К сожалению, процесс моего созревания шел очень медленно. К тому времени, что я понял причину неполадок, созрело мое дело об аварии, в которую я попал почти за год до того. Права отобрали на три месяца, машина встала на прикол. За это время я нашел работу возле дома (можно сказать, за порогом). Ездить никуда не нужно было, а содержание машины для меня было ненужными затратами. В итоге мой прекрасный автомобиль ушел в утиль. Потеря была не очень велика, а жалко до сих пор.

 

Сегодня я обхожусь без машины. Но если понадобится снова купить авто – я постараюсь найти такое же. Думаю, что с зажиганием я справлюсь на этот раз быстрее.

 

(Несколько слов о сервисе. Уже в то время — лет пятнадцать назад — ремонтники очень слабо разбирались в машинах, они больше заменяли, чем ремонтировали. Причина такого подхода, как ни странно, технический прогресс. Узлы и системы становятся не только сложнее, их временами  невозможно разобрать и заменить отказавший элемент. И разбираться в этом слесарю  просто не под силу, нужны приборы и знания.

 

Я так думаю, что все неприятности с моей машиной начались у ее прежнего хозяина из-за низкой квалификации слесарей: в одном из ремонтов они сдвинули трамблер и не обратили на это внимание. Но очень может быть, что это было сделано и специально: либо в отместку за недостаточную оплату, либо для того, чтобы понудить хозяина чаще приезжать на ремонт.)

 

Все, что написано, относится к   двигателям с карбюратором. В современных двигателях работают системы впрыска топлива, с электронными узлами, почти компьютерами. Я в этом – ни бум-бум. Так что остается полагаться только на ремонтников. Все-таки в большинстве случаев машины работают нормально.

 

 

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-25340/  — вариант для «Школы жизни»

2 responses to “Автомобильные проколы

  1. большое спасибо!Взяла себе тоже-пригодится.

  2. И вам спасибо!

Оставьте комментарий